Департамент труда
и социальной защиты населения города Москвы
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
Центр содействия семейному воспитанию
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Виды деятельности
Содержание и воспитание детей
Наш Центр предусмотрен для одновременного проживания 40 детей в возрасте от 0 до 18 лет, которые остались без попечения родителей. Для каждого ребенка созданы благоприятные условия. Дети живут по 1-2 человеку в комнате в благоустроенных просторных квартирах (более 200 м кв каждая), рассчитанных на 8 ребят и 3-х педагогов. Комнаты ребят – это их личное пространство, которое они оформляют с учетом своих увлечений и эстетических предпочтений, наполняют любимыми и важными для себя вещами. Педагоги прививают детям навыки ухода за собой, за своим личным пространством и вещами. Место сбора и общения всей семьи – это кухня-столовая. Там всегда чисто, вкусно и тепло. Дети обучаются секретам поварского мастерства, красивому оформлению блюд, сервировке стола, культуре приема пищи. Важной составляющей жизни является получение ребятами образования. Дошкольное образование организовано в Центре, дети школьного возраста учатся в ближайших школах, а старшие воспитанники учатся в колледжах г. Москвы. Педагоги обучают детей правильному распределению времени, стараются разносторонне развивать их: посещение музеев, театров, кинотеатров, выставок, с последующим обсуждением увиденного в семейном кругу, стало доброй традицией выходных дней. В зависимости от своих талантов и интересов дети посещают кружки и секции как в Центре, так и за его пределами.

Большое внимание уделяется сохранению привязанностей детей к близким родственникам, которые по уважительным причинам не могут взять детей к себе, но хотят продолжать общаться и участвовать в их жизни.
Психолого-медико-педагогическая реабилитация детей
С первых дней поступления в Центр с ребенком работают:

- педагог-психолог помогает ребенку адаптироваться в новых условиях жизни, наладить взаимодействие со сверстниками и занять свое место в детском коллективе; оценивает степень травматизации; определяет функционирование основных психических процессов - памяти, внимания, восприятия, мышления и речи; занимается с ним психокоррекцией; работает с кровными родственниками ребенка, оценивает возможность возврата ребенка в кровную семью, а если это невозможно, то включен в процесс подбора замещающей семьи для ребенка, консультирует потенциальных родителей, готовит ребенка к переходу в новую семью и т.д.

- учитель - логопед выявляет речевые дефекты, подбирает методики, занимается коррекцией и профилактикой нарушений устной и письменной речи у ребенка;

- учитель - дефектолог определяет обученность и обучаемость ребенка, особенности его познавательной деятельности, сформированность универсальных учебных действий, а также отставаний в развитии, проводит коррекционно-развивающие занятия для устранения образовательных дефицитов;

- медицинская сестра организует медицинское сопровождение ребенка; диспансерное наблюдение, посещение врачей, отслеживает выполнение их назначений и рекомендаций.

В первые дни пребывания ребенка в Центре специалисты ознакамливаются с Личным делом ребенка, его историей жизни, проводится сбор первичной информации о ребенке, подбор и подготовка диагностических материалов для первичной диагностики.

После ознакомления с историей жизни ребенка каждый из специалистов определяет, что конкретно он может сделать для развития этого ребенка, подбирает направления и необходимые методики, описывает ожидаемый результат. На психолого-педагогическом консилиуме обсуждается и согласовывается совместный план работы специалистов с ребенком, определяются первоочередные задачи. Особо выделяются оценка эмоционального состояния, степень травматизации, характер, тип и виды нарушения привязанности. Постепенно в выработанный план вносятся коррективы, ставятся новые задачи, связанные с развитием ребенка.

Социальный педагог становится куратором ребенка и отслеживает посещения ребенком специалистов, выполняет все их рекомендации, следит за физическим и эмоциональным состоянием, психологически поддерживает, направляет и помогает во всем своему подопечному.

Итогом работы специалистов становится устойчивое развитие ребенка, передача его в семью (кровную или замещающую), готовность к самостоятельной жизни.
Если Вы решили стать приемным родителем
Обучение в Школе приемных родителей нашего Центра даст Вам возможность оценить свои реальные возможности и педагогические компетенции для воспитания приемных детей. Программа подготовки поможет Вам научиться лучше понимать причины того или иного поведения приемного ребенка и решить для себя, каких детей Вы сможете принять в свою семью.

В ходе обучения в ШПР Вы узнаете:
- основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
- о правах и обязанностях, связанных с воспитанием приемных детей;
- какие знания и умения необходимы замещающему родителю и как влияют они, а также его ценности и убеждения на результат адаптации ребенка в его семье и на развитие ребенка (понимание того, что такое воспитательские компетенции);
− каким образом можно компенсировать или восполнить нехватку тех или иных компетенций;
− начать процесс оценки себя как воспитателя, своих воспитательских компетенций;
− о важности участия в совместном со службой по устройству в семью процессе отбора и подготовки себя как кандидата в замещающие родители;
− об этапах возрастного развития ребенка;
− иметь представления о трудностях и преимуществах каждого возраста;
− о роли психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность и т.д.

Программа ШПР рассчитана на 56 часов тренинговых и лекционных занятий. После успешной сдачи экзамена, слушатели получают «Свидетельство об окончании ШПР».
Если в Вашей семье растет приемный ребенок
Появление в семье приемного ребенка изменяет образ жизни всех ее членов. Перемены в жизни семьи переживают как родители, принявшие на воспитание ребенка, так и сам ребенок. У замещающих родителей появляются проблемы, о которых они не имели представления и не были готовы к их решению. Поэтому чаще всего они не знают, где и как возможно получать медицинскую, социальную, психолого-педагогическую помощь для своего приемного ребенка. Тем более – получить помощь самим родителям, которую окажут специалисты отделения сопровождения замещающих семей.

Основная цель сопровождения замещающей семьи состоит в том, чтобы направлять самостоятельность семьи на продуктивный путь, предварительно выстроив партнерские отношения между всеми членами семьи. Сопровождение семей носит индивидуальный характер и нацелено на стимулирование профессионального роста замещающих родителей, их самообразование и саморазвитие.
Если Вашему ребенку нужна профессиональная психологическая, педагогическая, помощь
Психологи, педагоги-психологи, логопеды и дефектологи помогут справляться:

- с трудностями взаимодействия, поддерживая и развивая личностные качества вашего приемного ребенка,
- с кризисами, которые ребенок переживает в процессе адаптации в семье или при существенных изменениях в семейной системе;
- возрастными кризисами.

Специалисты составят психологический портрет Вашего ребёнка и дадут Вам рекомендации как наиболее эффективно общаться с детьми и с членами семьи; помогут справиться с школьной дезадаптацией ребенка; помогут наладить диалог и восстановить взаимопонимание между родителями и детьми.
Если Вы хотите вступить в сообщество приемных родителей
Основными видами деятельности сотрудников отделения сопровождения является не только проведение индивидуальных и групповых консультаций и тренингов, но и организация работы «Родительского клуба», в рамках которого еженедельно для разных возрастных аудиторий проводятся мастер-классы, интерактивные занятия, лекции, тематические вечера.

На встречах «Родительского клуба» приемные семьям могут поделиться своими проблемами не только с официальными представителями служб, но и друг с другом. Это позволяет сравнить свой опыт с опытом других семей, узнать, как другие семьи преодолевают трудности, как меняется ребенок в семье.

Наш «Родительский клуб» работает как в очной форме, так и онлайн.
Если вы находитесь в поиске приемного ребенка
Поиск семьи для ребенка, находящегося в Центре, проводится специалистами службы по содействию семейному устройству на основании анализа индивидуальных запросов на подбор семьи для каждого воспитанника.

Впервые обсуждая с потенциальными опекунами возможность принять конкретного ребенка, специалисты Центра не называя имен, познакомят кандидатов с юридическим статусом ребенка, расскажут все, что на настоящий момент известно об истории его жизни; сообщат о психологических и характерных особенностях ребенка и его поведения, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предложат конкретные рекомендации; проинформируют о состоянии здоровья ребенка и дадут конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и пр.

В случае заинтересованности конкретным ребенком и получения Направления на посещение ребенка в органах опеки и попечительства, специалисты Центра будут сопровождать весь процесс знакомства приемных родителей и ребенка и передачи его в семью; помогут оформить все необходимые документы.
Если Вы являетесь выпускником детского дома в возрасте до 23 лет
Специалисты службы постинтернатного сопровождения окажут Вам консультативную, психологическую, юридическую, социальную помощь в различных жизненных ситуациях а именно:

- окажут содействие в получении образования;
- осуществят поддержку в трудоустройстве и трудовой адаптации,
- помогут Вам во взаимодействии с работодателями;
- защитят ваши права и законные интересы в государственных органах и органах местного самоуправления;
- помогут преодолеть кризис, в процессе адаптации к изменениям, происходящим в Вашей жизни;
- проконсультируют о льготах, дополнительных гарантиях и возможностях предоставления мер социальной поддержки;
- помогут оформить документы, пенсии и пособия.