Департамент труда
и социальной защиты населения города Москвы
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
Центр содействия семейному воспитанию
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

О школе приемных родителей

По опыту известно, что даже самая просвещенная в вопросах воспитания семья недостаточно представляет себе, что чувствует ребенок, оставшийся без семьи, что он мог пережить, как его прошлое связано с настоящим и как можно помочь ему преодолеть последствия травмирующего опыта. Все эти и многие другие знания передаются кандидатам при обучении в Школе приёмных родителей для желающих принять ребенка в семью.
Обучение в Школе приемных родителей – один из этапов подготовки семей, организованная групповая работа, основанная на взаимодействии участников. Это активный метод обучения, направленный на овладение и отработку навыков, необходимых для воспитания приемного ребенка.

Программа обучения рассчитана на 60 академических часов. Занятия проходят в течение двух месяцев при двухразовом посещении ШПР, или 4 месяца при 1 разовом посещении. Продолжительность занятия составляет 4 часа. Проводит занятия психолог, имеющий навыки ведения групп. Ему ассистирует социальный педагог, специалист по работе с семьей.

Особенность тренинга – применение активных методов обучения, таких как мозговой штурм, групповая дискуссия, скульптуры, обратная связь, ролевые игры и пр. Участникам ШПР предлагается не только получать новые знания, но найти собственные способы реагирования и пути решения сложных проблем, которые неизбежно возникают в новой семье.

В процессе тренинга вводится понятие профессиональных компетенций принимающей семьи. В дальнейшей работе это понятие используется для определения возможностей семьи по воспитанию ребенка. На тренинге кандидатам даются знания и отрабатываются в упражнениях и ролевых играх умения и навыки. Но, к сожалению, тренинг ограничен во времени. Невозможно рассмотреть все необходимые для воспитания приемного ребенка компетенции и отработать все необходимые навыки со всеми участниками группы. Для того чтобы помочь семье лучше усвоить новые знания и разобраться в себе, в конце каждого занятия-тренинга раздаются домашние задания – раздаточный материал, включающий в себя материалы для чтения, таблицы и анкеты, направленный на лучшее усвоение знаний и на самостоятельную работу кандидатов по пониманию ими своих возможностей. Домашние задания сотрудники Центра обсуждают вместе с кандидатами между тренинговыми занятиями во время индивидуальных бесед на собеседованиях–обследованиях.

Собеседование-обследование направлено на помощь кандидатам в выявлении имеющихся у них умений и навыков, в понимании их собственных возможностей и ограничений для воспитания приемного ребенка. Собеседование-обследование проводится с каждым кандидатом, супружеские пары приходят вдвоем.

В зависимости от выявленных возможностей и ограничений семьи, специалисты и кандидаты совместно выбирают наиболее подходящую для семьи форму устройства и проясняют, ребенка с какими особенностями семья сможет принять.
Принципы, на которых основывается наша работа
Побудить замещающих родителей задуматься над тем, действительно ли они хотят взять на воспитание чужого ребенка.

Объяснить замещающим родителям основной принцип воспитания в замещающей семье: уважение к уникальности личности каждого человека, к его опыту и нуждам.

Помочь замещающим родителям стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и реакциям других людей.

Привести замещающих родителей к осознанию реальных проблем, дать им возможность в полной мере осознать ответственность, которую они на себя берут.

Развить у замещающих родителей большую уверенность в себе, помочь им узнать свои слабые и сильные стороны.